Рейтинг@Mail.ru
Архитектор Дмитрий Чечулин: мастер, точно выразивший образ советской эпохи - Недвижимость РИА Новости, 29.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Архитектор Дмитрий Чечулин: мастер, точно выразивший образ советской эпохи

Читать в
22 августа 1901 года – ровно 110 лет назад – родился человек, без произведений которого сегодня сложно представить современную Москву. Это Дмитрий Чечулин, народный архитектор СССР и главный архитектор Москвы 1945-1949 годов, чьи реализованные объекты известны не только москвичам, но и многим гостям столицы. Чечулин был настоящим профессионалом своего времени и мастерски воплощал в жизнь проекты процветавшей тогда монументальной архитектуры.

22 августа 1901 года – ровно 110 лет назад – родился человек, без произведений которого сегодня сложно представить современную Москву. Это Дмитрий Чечулин, народный архитектор СССР и главный архитектор Москвы 1945-1949 годов, чьи реализованные объекты известны не только москвичам, но и многим гостям столицы. Чечулин был настоящим профессионалом своего времени и мастерски воплощал в жизнь проекты процветавшей тогда монументальной архитектуры.

Главное творение жизни

Как считают эксперты, опрошенные "РИА Новости – Недвижимость", главным и наиболее ценным творением в жизни Чечулина является высотное здание на Котельнической набережной, построенное в устье Яузы в 1948-1952 годах.

Кстати, самим вождем вклад Чечулина в формирование архитектурного облика поствоенной Москвы был оценен по заслугам: за проект высотки в 1949 году архитектор получил Сталинскую премию второй степени.

По мнению президента компании "Сергей Скуратов Architects" Сергея Скуратова, высотка на Котельниках является выдающимся и действительно знаковым зданием для столицы.

"Высотка на Котельнической набережной – замечательное здание, одно из украшений Москвы. Я бы этот дом включил в число шедевров советской архитектуры", - соглашается с ним член президиума экспертно-консультативного общественного совета при главном архитекторе Москвы Алексей Клименко.

А архитектор, профессор Международной академии архитектуры Михаил Хазанов напоминает, что в создании этой высотки принимал участие еще один советский архитектор - Андрей Ростковский.

"Таким образом, творческое содружество архитекторов Чечулина и Ростковского дало высокий романтической и одухотворенной результат. По моему мнению – это лучший высотный дом Москвы", - добавляет Хазанов.

В то же время, добавляет член совета "Архнадзора" и редактор портала "СовАрх" Денис Ромодин, возможно, если бы не смерть Сталина в 1953 году, то в Москве появилась бы и еще одна сталинская высотка в Зарядье, которую спроектировал Чечулин.

"Но даже после разгрома Академией архитектуры и критики сталинской архитектуры в 1960-х годах Чечулин занимался довольно крупными масштабными объектами и был одним из авторитетнейших московских зодчих второй половины 20 века", - считает он.

"Счастливый" архитектор

Кстати, именно потому, что Чечулину довелось увидеть реализацию многих своих проектов, эксперты и называют его удачливым архитектором.

Еще до начала хрущевской борьбы с "излишествами и украшательствами" он, всегда тяготевший к русскому классицизму, успел построить ряд знаменитых станций метро – "Комсомольскую-радиальную", "Киевскую-радиальную", "Охотный ряд", "Динамо". Кроме того, авторству Чечулина принадлежат павильоны Москвы и некоторых областей на ВДНХ и весь ансамбль площади Маяковского (концертный зал имени Чайковского, гостиница "Пекин", административное здание с кинотеатром "Москва").

Как объясняет Ромодин, в результате Чечулин сумел оставить в архитектурной истории столицы крупный след даже не столько как главный зодчий города, сколько как собственно архитектор, поскольку "был склонен к крупномасштабному мышлению и создал в городе крупные архитектурные ансамбли".

Символы застойного времени

Счастливой творческую судьбу Чечулина Хазанов склонен считать еще и потому, что создателю высотки на Котельнической набережной не пришлось увидеть сноса еще одного своего знаменитого объекта – гостиницы "Россия", построенной в 1967 году и демонтированной во второй половине 2000-х.

По задумке Чечулина, "Россия", как и построенные также в постсталинский период Библиотека иностранной литературы и Белый дом, должны были стать примерами так называемого островного принципа, с помощью которого в сложившуюся застройку были бы вписаны здания, возведенные индустриальными методами.

Впрочем, сами по себе эти объекты у собеседников "РИА Новости – Недвижимость" вызывают весьма неоднозначные оценки.

"По законам архитектурной этики, архитекторы ни в кое разе не должны радоваться, когда разрушается работа предшественников, но если быть искреннем, то без гостиницы "Россия" стало намного лучше, а еще очень жалко старого района Зарядье на месте которого некогда выставили эту гостиницу. В этом контексте, возможно, все получилось исторически справедливо", - признается тот же Хазанов.

А архитектурное решение Белого дома он и вовсе характеризует как олицетворение собирательного образа казенной советской бюрократии.

"Это памятник архитектуры, памятник "застойной музыки" тех времен, тонко прочувствованный архитектором", - констатирует архитектор.

При этом примечательно, указывают эксперты, что архитектор, отличавшейся гибкой реакцией на приметы советской эпохи, в административной карьере такой же скоростью реакции, по всей видимости, не блистал. Ведь главным архитектором столицы он пробыл всего с 1945 по 1949 годы, в отличие скажем, от Михаила Посохина, занимавшего этот пост 20 лет (с 1960 года по 1980 год).

По мнению специалистов, этот факт может объясняться тем, что времена 1930-50-х годов вообще были тяжелыми, особенно для творческих людей, а Клименко добавляет, что длительность пребывания на подобной должности зависит еще и от пластичности самого человека.

"Всех людей того времени можно назвать жертвами ужаса, который творился в обществе. У него не было гибкости…", - резюмирует собеседник агентства.

Дмитрий Чернов

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала